Николай Новопашин (novopashin) wrote,
Николай Новопашин
novopashin

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Оригинал взят у dr_serbskij в Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий
             Архиепископ Лука (в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), русский хирург, профессор медицины и духовный писатель, родился 9 мая 1877 года в Керчи, в семье провизора из обедневшего польского дворянского рода. 
Его судьба, представляющая собой соединение служения Богу с успешной научной деятельностью, уникальна. В ряде источников приводится диалог:

«На правительственном приёме И.Сталин спросил епископа Луку:
– Ну, что, хирург, ты много операций сделал, а видел ли ты когда-нибудь человеческую душу?
– Мне много раз приходилось делать операции на голове и вскрывать черепную коробку, но я никогда не видел ума. А мы знаем, что ум существует, – ответил епископ Лука».

Он был четвёртым из пятерых детей. Дед его держал мельницу, жил в курной избе и ходил в лаптях. Отец, Феликс Станиславович, получив образование провизора, открыл свою аптеку в Керчи. Серьёзное увлечение проблемами простого народа привело юношу к толстовству: он спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами. В семье это восприняли резко негативно, пытались вернуть его к официальному православию. В 1897г. (в 20 лет) Валентин писал Толстому с просьбой повлиять на свою семью, а также просил разрешения уехать в Ясную Поляну и жить под его присмотром.

      После прочтения запрещённой в России книги Толстого «В чём моя вера» разочаровался в толстовстве, но сохранил некоторые толстовско-народнические идеи.
    
      В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию  и художественную школу. После окончания гимназии и Киевского художественного училища учился живописи в Мюнхене.  
                                                                    В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». После выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом:
- «Я изучал медицины с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом»
.

       Устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 1904 году отправился на Русско-Японскую войну.
       Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе.
            
      Работал земским врачом в Симбирске, Ардатове (около 20000 человек в уезде + ежедневная обязанность посещать больных на дому, при том, что радиус поездок мог составлять до 15 вёрст!) 

      В ноябре 1905 года семья  переехала в Курскую губернию. Время приезда совпало с развитием эпидемии брюшного тифа, кори и оспы. Молодой врач пользовался большим авторитетом, к нему обращались крестьяне всей Курской и соседней Орловской губернии.

        В конце 1907 года Валентин Феликсович был переведён в Фатеж, где исправник-черносотенец добился его увольнения за отказ прекратить оказание помощи пациенту и явиться по его срочному вызову. Валентин Феликсович одинаково относился ко всем людям, не различая их по положению и достатку. В докладах "наверх" он был объявлен «революционером».
      Осенью 1908 года поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике 
      В 1909 г. Валентин Феликсович стал главным врачом больницы села в Саратовской губернии. Его врачебный участок по площади составлял около 580 квадратных вёрст, с населением до 31 тысячи человек. Записывал результаты своих работ, составляя научные труды, которые публиковались в журналах «Труды Тамбовского физико-медицинского общества» и «Хирургия».

       В1910 году Войно-Ясенецкий стал главным врачом больницы Переславль-Залесского, а затем возглавил 
и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь. 
      В 1915 году издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями.
      В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. 
      В 1916г. у жены обнаружили туберкулёз лёгких и Войно-Ясенецкие уехали на юг, где работал главным врачом Ташкентской городской больницы и профессором Среднеазиатского государственного университета. В Ташкенте в 1917г. происходили уличные перестрелки, в больницы поступало много раненых. 
      В 1919 произошло антибольшевистское восстание под руководством К. П. Осипова. После его подавления на горожан обрушились репрессии. В больнице лежал тяжелораненый казачий есаул и Валентин Феликсович отказался выдавать его красным и тайно лечил, укрывая на своей квартире за что  был арестованы, но до рассмотрения дела их заметил один из известных деятелей Туркестанской ячейки РКП (б), который знал Валентина Феликсовича в лицо. Он расспросил их и отправил обратно в больницу. Валентин Феликсович, вернувшись в больницу, распорядился готовить больных к операции, как будто ничего не случилось.

         Арест мужа нанёс здоровью Анны Васильевны серьёзный удар, болезнь резко усилилась, и в конце октября 1919 года она скончалась.  Две ночи после кончины Валентин Феликсович читал над гробом Псалтирь. Он остался с четырьмя детьми, старшему из которых было 12, а младшему - 6 лет. 
        Несмотря на всё, Валентин Феликсович вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию в конце лета 1919 года Высшей Медицинской школы, где преподавал нормальную анатомию. В 1920 году был образован Туркестанский Государственный Университет и Войно-Ясинецкий согласился возглавить кафедру оперативной хирургии. Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей жены, считая, что эта смерть была угодна Богу. После этого его религиозные взгляды укрепились:

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“»

— Две грани одной судьбы

В 1920г. епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился.
     И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции.
        Отец Валентин был назначен четвёртым священником собора, служил только по воскресеньям и на него легла обязанность проповеди. 
       Летом 1921 года в Ташкент были доставлены  раненые и обожжённые красноармейцы. За несколько суток пути в жаркой погоде у многих из них под повязками образовались колонии из личинок мух. К утру между пациентами клиники ходил слух о том, что врачи-вредители гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Чрезвычайная следственная комиссия арестовала всех врачей, включая профессора П. П. Сиотковского. Начался скорый революционный суд, на который были приглашены эксперты из других лечебных учреждений Ташкента, в том числе профессор Войно-Ясенецкий.
       Стоявший во главе ташкентского ЧК латыш Я. Х. Петерс, решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем. Когда слово получил профессор Войно-Ясенецкий, он решительно отверг доводы обвинения:
«Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно».
Тогда Петерс спросил:
— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
Отец Валентин ответил:
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?
Следующий вопрос:
— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
   

Лука написал завещание, в котором призывал мирян оставаться верными Патриарху Тихону, противостоять церковным движениям, выступающим за сотрудничество с большевиками (оно было передано на волю через верующих сотрудников тюрьмы):

«… Завещаю вам: непоколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. …Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлучённым Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божьего.

…Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всём ей смиренно повиноваться»

— 

. Вот фрагмент допроса епископа Луки:

«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову – пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса – это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду пожирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»

— 

.

        В заключении изложены выводы следствия и обвинения:
1. Невыполнение распоряжений местной власти – продолжение существования союза приходов, признанный местной властью незаконным;
2. Агитация в помощь международной буржуазии – распространение обращения Патриарха Сербии, Хорватии и Словенского королевства Лазаря, говорящего о насильственном свержении Патриарха Тихона и призывающее поминать в Королевстве Сербии всех «пострадавших» и «принявших муки» контрреволюционеров;
3. Распространение ложных слухов и непроверенных сведений союзом приходов, дискредитирующих Советскую власть – внушение массам якобы неправильного осуждения Патриарха Тихона.
4. Возбуждение масс к сопротивлению постановлениям Советской власти – рассылкой воззваний союзом приходов.
5. Присвоение незаконно существующему союзу приходов административных и публично правовых функций – назначение и смещение священников, административное управление церквями.
Учитывая политические соображения, слушание дела гласным порядком было нежелательным, поэтому дело было передано в комиссию ГПУ. Именно в Ташкентской тюрьме Валентин Феликсович закончил первый из «выпусков» (частей) давно задуманной монографии "Очерки гнойной хирургии". В нём шла речь о гнойных заболеваниях кожных покровов головы, полости рта и органов чувств.

    С 1923 по 1933г. и с 1937 по 1943г многократно подвергался арестам и административным ссылкам. 
После освобождения в ноябре 1933 он ездил в Москву, где  надеялся основать НИИ гнойной хирургии, но получил отказ наркома здравоохранения Фёдорова. Тем не менее, Войно-Ясенецкий сумел добиться публикации «Очерков Гнойной Хирургии», которая должна была состояться в первом полугодии 1934 года. Весной 1934 года, Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент, а затем переезжает в Андижан, где оперирует, читает лекции, руководит отделением Института неотложной помощи. Здесь он заболевает лихорадкой паппатачи, грозящей потерей зрения (осложнение дало отслойку сетчатки левого глаза). Две операции на левом глазу не принесли результата, владыка слепнет на один глаз. Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. Он мечтал об основании института гнойной хирургии, чтобы передать громадный врачебный опыт.
         На Памире во время альпинистского похода заболел бывший личный секретарь В. И. Ленина Н. Горбунов.  Для его спасения в Сталинабад был вызван доктор Войно-Ясенецкий. После успешной операции Валентину Феликсовичу было предложено возглавить Сталинабадский НИИ; он ответил, что согласится только в случае восстановления городского храма, в чём было отказано.
          
         С 1941 года профессор  стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя. Он работал по 8-9 часов и делая 3-4 операции в день.В начале 1943 года епископ Лука был назначен архиепископом Красноярским и Енисейским. На этом посту он сумел добиться восстановления одной маленькой церкви в 5 километрах от Красноярска.  В 1944г Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавил Тамбовскую Кафедру. Добился восстановления Покровской церкви в Тамбове. 
          В декабре 1945 года награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии», законченном в 1943 году и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам.
    
          С 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий в Симферополе. В 1947 г.  стал консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства. Стал читать лекции для практических врачей Крымской области в архиерейском облачении, из-за чего они были ликвидированы местной администрацией. В 1949 году начал работу над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое не было закончено, а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии». 

   В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…». В 1957 года избран почётным членом Московской духовной академии. В 1958 году писал: «.. как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды и сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет». Активно вёл проповеди:
 "Вы скажете, правительство вам, христианам, нанесло вред. А вспомните древние времена, когда ручьями лилась кровь христиан за нашу веру. Этим только и укрепляется христианская вера. Это всё от Бога. . .
 Пройдёт ещё много десятков лет, прежде чем наша жизнь будет вполне нормальной. "

Умер Войно-Ясенецкий в сане архиепископа Крымского и Симферопольского 11 июня 1961 года в Симферополе.

 Валентин Феликсович  провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания: 
в 2000 году память — 29 мая по юлианскому календарю.
Tags: Православие
Subscribe

promo novopashin september 28, 2015 08:32 Leave a comment
Buy for 10 000 tokens
26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в г. Ставрополе состоялся крестный ход. Духовенство епархии во главе с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, представители власти, многочисленное казачество и сотни верующих со всего края прошли…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments